Как сложно стать евреем, или как возникает антисемитизм Наверняка многие из вас, дорогие мои читатели, слышали, как непросто стать евреем или, говоря иначе, пройти гиюр. Но вы даже не можете себе представить, как же сложно стать евреем чистокровному еврею, окончившему религиозную школу, бывшему студенту ешивы, участнику программы СТАРС, журналисту сайта еврейской общины… На днях был я в городе-столице Москве. Признаться честно - собирался я там пробыть исключительно пару часов, да и те провести на вокзале, читая книжку. К сожалению, женщина, которая должна была меня встретить и сопровождать затем в деревню (какой еврей не любит русской глубинки?) оказалась занята. И передо мной стала проблема - что делать целый день в Москве, если учесть, что все туристические места я осмотрел в прошлые визиты, а был я еще и не один, а с девушкой, не имевшей, в отличие от меня, никаких московских знакомых. Ну, а мои знакомые были исключительно женского пола, и обращаться к ним с просьбой приютить нас было как-то… ну вы понимаете. Что делать? - извечный русский вопрос, встал во весь рост. Но это в классике на такой вопрос отвечали бутылкой водки или чем похуже. Еврею в крупном городе всегда есть куда податься, тем более в Москве - я решил поехать в Московский еврейский общинный центр (МЕОЦ), где можно было посидеть в интернете (бесплатно, что немаловажно!) и узнать, где и что интересного происходит. Приехали, сдали рюкзаки и сразу же к источнику знаний - в компьютерный класс на 7-м этаже, где мне уже не раз доводилось бывать. В этот раз, вместо администратора мужчины сидела девушка. Что ж, тем лучше, подумал я! На мой радостный, с улыбкой вопрос - какой комп свободен, я услышал следующее: "А у Вас карточка члена МЕОЦА есть? Нет? Так что же Вы хотите? Вы понимаете, что надо всех отмечать, а то ходют тут всякие…" Шокированно спрашиваю: "Но что же делать? Как карточку получить?" - я получил простой (ха! - не верь первому впечатлению) ответ, что надо спустится на 2-й этаж в комнату такую-то и там мне все дадут. Делать нечего, к тому же на улице уже начался дождь - девушку за руку и вниз на 2-й этаж. А комната, где карточку выдают пуста. Ждем. Наконец появилась долгожданная девушка: - Я из Петербурга. Из еврейской общины. Хочу у Вас в интернете посидеть. Можно мне карточку? - А свидетельство о рождении у Вас есть? - Откуда…я же случайно здесь…но я из еврейской общины… - Тогда это не ко мне. Вам на 3-й этаж надо, где вопросы еврейства решают. Пошли мы (я с девушкой, что была со мной) на 3-й этаж, а лестницы в МЕОЦе длинннные… На третьем этаже мне заявили, что с таким случаем как у меня, когда непонятно какой чел, из какого-то не московского города, хочет себя за еврея выдать. Мне надо в раввинский суд, что в здании напротив - только вниз спустится, подземный переход найти, затем найти красное здание, ни в коем случае не желтое, там наверх подняться и… уж там точно мне помогут. Ну, что же, раз родные (хотя у меня начало уже закрадываться сомнение в этом) соплеменники просят, то надо сделать. И пошел я подземный ход искать, по лестницам спускаться, подыматься и много чего еще…, но дошел. А девушка, которой я обещал, что в МЕОЦе все будет быстро и с улыбкой, поглядывала на меня с молчаливым вопросом - это ТАК евреи друг другу помогают? Я бодро плелся по лестницам и на девушку не смотрел. В красном здании, на каком-то верхнем этаже, мне заявили, что тут очередь и вообще - спешка важна при ловле блох. Подождали недолго, всего-то полчасика, не считая, конечно, тех минут 40, что я в МЕОЦе уже потратил. Дошла очередь и до меня. Объяснил ситуацию - "Я из еврейской общины, при синагоге которая…" Тут-то я думал, все и закончилось - ведь я в раввинском суде и про синагогу упомянул, так что проблем быть не должно, ведь не хупу делать собираюсь, а только в интернете посидеть. Но я забыл, что я в Москве, столице российской, да и не только российской, как оказалось, процветающей бюрократии. "Синагога говорите… А что у Вас за синагога такая? Не хабадская ведь? Во-от. Так что нечего здесь своей непонятной синагогой в нос тыкать. Кто еще может подтвердить Ваше еврейство?!". Ну, раз синагога питерская не прокатила, значит нужно что-то московское… Но что? Что, кто у меня есть в Москве в религиозных кругах?!? И тут меня осенила - есть такой человек, и я у него даже на свадьбе был - Гершон Лисус, раввин в Москве. Козыряю Лисусом, говорю, что и телефончик его, если надо дать могу…., а про себя думаю: "ну что, съела?!". Представитель раввинского суда на мгновение заколебалась, затем решительно взялась за телефон - "Лисусу звонить", подумал я и был неправ - недооценил я москвичей - звонок был руководству с вопросом: можно ли какому-то Лисусу из Петербурга, пусть и раввину поверить? И, оказалось, - нет, нельзя, а надо, чтобы я представил официальное письмо от главного раввина Петербурга, да еще желательно, заверенное ректором хабадской ешивы в Питере. Услышал это, и тут у меня прорезались первые (и очень даже крупные!) ростки антисемитизма. Леонид Райхлин Главная страница |