Еврейское и нееврейское на еврейских сайтах знакомств – продолжение раскопок Ищу умного веселого молодого человека, то есть еврея. Единственные девушки у которых на мой взгляд В ходе продолжения исследования евреев и сайтов знакомств сделана попытка найти ответы на вопросы: как именно пользователи сайтов обозначают свое еврейство и насколько часто и почему неевреи ищут евреев. Способы обозначения можно разделить на две группы – свободные и выбором из фиксированного списка. На еврейских сайтах знакомств для обозначения еврейства – его наличия, формы и степени – применен выбор из фиксированного списка. Это не исключает свободного обозначения в других полях, но делает таковое фактически ненужным и неиспользуемым. На сайте shalom-frends.com еврейство обозначается в четырех полях, двух основных и двух дополнительных:
Заметим, что такой список на еврейском сайте знакомств выглядит и странно, и избыточно, но он дает возможность заполняющему анкету обозначить отношение к религиозному компоненту культуры в «мягком режиме». Для целей предварительного знакомства отношение к религиозному компоненту еврейской культуры, если не вводить более дробное описание иудаизма, имеет психологически три, максимум четыре градации: свой – не чужой – чужой – чужой и враждебный. Конкретный респондент может отнести, например, к «не чужой» агностика, гуманиста и «просто верующего», к «чужой и враждебный» христианина и мусульманина, к «чужой» – всех остальных.
Рассмотрим мотивы появления человека на еврейском сайте. Причем классификация, которая будет предложена, довольно обща и поэтому отчасти применима к анализу мотивов обращения человека на любой специализированный сайт знакомств, даже не обязательно национальный. Мотивы будем характеризовать двумя параметрами, принимающими три и два значения, таким образом, у нас будет шесть групп мотивов. Первый параметр – тип объекта, по отношению к которому респондент имеет чувства и намерения, – страна, общество или индивид. Второй параметр – знак силы: отторжение или притяжение. Вот все шесть вместе с их признаками:
Из собранных данных видно следующее:
На сайте jewishclub.com провести аналогичный анализ труднее по нескольким причинам. В указании «еврейскости» на этом сайте имеются следующие выборы: ашкенази, сефард, смешанная еврейская, смешанная еврейская (по отцу), смешанная еврейская (по матери), нееврейская. Галахическая трактовка при таком списке невозможна; границу «еврейскости» можно было бы, конечно, провести волевым решением, но полученные этим способом данные окажется невозможно сопоставить с данными сайта shalom-friends.com Что касается мотивов, то все они, в отличие от сайта shalom-friends.com, идут под общим заголовком «мой идеал», что существенно изменяет картину. Для анализа связи национальных параметров респондента с его намерением реализоваться евреем, а именно если создавать семью, то именно еврейскую, также был использован сайт shalom-friends.com Получение таких данных с сайта jewishclub.com затруднено примитивностью системы поиска (только по возрасту и стране), что требует нереального объема работы. Ниже перечислены категории участников по «еврейскости» (в порядке «убывания» оной) и для каждой категории указана доля лиц с такой еврейскостью среди участников сайта и степень требовательности данной категории к «еврейскости» семьи. Под этим параметром понималась доля желающих создать еврейскую семью среди всех, желающих создать любую семью. На самом деле на сайте не семь категорий «еврейскости», а девять, но ввиду малочисленности лиц, отмечающих «гиюр», категории «по отцу + гиюр», «гиюр» и «процесс гиюра» объединены в одну – «гиюр». Тогда для женщин получаем картину. По матери и отцу 36 %, 0,40; по матери 24 %, 0,37; гиюр 1 %, 0,55; по отцу 17 %, 0,32; ассоциируюсь с еврейством 7 %, 0,07; нееврейка 15 %, 0,15; христианка 11 %, 0,21. Для мужчин картина такова. По матери и отцу 52 %, 0,52; по матери 21 %, 0,47; гиюр 2 %, 0,62; по отцу 14 %, 0,38; ассоциируюсь с еврейством 6 %, 0,37; нееврей 5 %, 0,15; христианин 4 %, 0,29. Сравнивая картины, мы видим, что мужчины, приходящие на этот сайт, более евреи, нежели женщины; мужчины более определенны в своих намерениях, нежели женщины. Обращает на себя внимание, что желающие создать еврейскую семью есть и среди лишь ассоциирующихся с еврейством (24 % и 37 % для женщин и мужчин), и среди неевреев (16 % и 15 %), и даже среди христиан (21 % и 29 %). Насколько серьезны их намерения? Признаком серьезности может быть предъявление требований к еврейскости партнера, неминуемо сужающее выбор. Так вот, среди мужчин и женщин, ассоциирующихся с еврейством, и неевреев, в среднем лишь 25 % требуют, чтобы партнер был евреем по матери и/или отцу. Под «еврейской семьей» большинство не понимает «семью с соблюдением», но и даже не понимает «семью евреев», а лишь «брак с евреем». Это же показала и личная переписка. По-видимому, среди респондентов некоторые отдают себе отчет в сомнительности своей позиции – судя по агрессивной реакции на весьма осторожные попытки объяснить возможную неоднозначность выражения «еврейская семья». Более того. Некоторые участники сайтов пишут о себе осторожно и нейтрально, примерно так «религия не имеет для меня большого значения» или «я просто верю в Бога», а при переписке выясняется, что это натуральные христиане, иногда даже написавшие, что «иногда» посещают синагогу. Мне кажется, что людей, начинающих знакомство с вранья или попытки слегка схитрить, стоит избегать. Возможно, что нам следует войти в контакт с администраторами этих сайтов и разместить там по хорошей, обстоятельной, развернутой статье о том, бывает ли «просто вера в Бога», что такое «еврей», что такое «еврейская семья» и так далее. Леонид Ашкинази Главная страница |