"Народ мой" №18 (358) 29.09.2005 - "Некуда" №9 (74), сентябрь 2005

Таглит наизнанку

    Некоторые студенты американских колледжей обманывают организаторов программы Таглит, чтобы принять участие в поддержке палестинцев

    Аз-Завия, Западный берег – продолжая действовать в рамках этой пока небольшой, но проблемной тенденции, которая обнаружилась в прошлом году, еврейская молодежь диаспоры используют программы, такие, как Таглит, а также стипендии в колледжах для волонтерской деятельности вместе с палестинскими группировками, которые израильское правительство считает главной угрозой национальной безопасности.

    Другие используют свое двойное, американо-израильское гражданство и въезжают в страну по израильскому паспорту, чтобы заниматься добровольной общественной деятельностью под флагом Международного Движения Солидарности (International Solidarity Movement – ISM), которое активно выступает против политики Израиля на Западном Бергу и в Газе.

    Тот факт, что семеро из девяти еврейских волонтеров ISM, прибывших, как известно, в течение нескольких последних недель, заслуживает особого внимания после того, как прошлым летом выяснилось, что довольно многие участники Таглита поехали на программу, чтобы затем вступить в ISM.

    Их прибытие пришлось как раз на то время, когда Израиль принял решение отказывать в праве посещения страны активистам ISM.

    Жительница Нью-Йорка Анна Питер была недавно задержана израильскими чиновниками в аэропорту Бен-Гуриона, после чего ее попросили покинуть страну.

    22-летняя Джессика из Плейнвью, Нью-Йорк, провела первую половину лета, путешествуя по Израилю в рамках программы Таглит. Когда поездка закончилась, выпускница Университета Дьюк отправилась к туристическому агенту, продлила свой билет на самолет, предоставленный Таглитом, став волонтером организации ISM.

    Теперь Джессика, которая, как и другие опрошенные волонтеры ISM, согласилась отвечать на вопросы при условии, что ее фамилия не будет оглашена, сейчас занимается тем, что пытается помешать израильским солдатам сносить дома и поля палестинцев, а также строить забор безопасности, который вскоре отгородит арабские деревни на Западном берегу от еврейских поселений в Ариэле. Как и остальные 50 волонтеров ISM, обосновавшиеся на Западном Берегу, она всячески пытается стать неким живым щитом, стоя напротив бульдозеров, между палестинцами с одной стороны и израильтянами – с другой.

    «Я не думаю, что я, как еврейка, могу предъявлять претензии на эту землю», – заявила Джессика, глядя на оливковое дерево, вырванное с корнем израильскими солдатами с поля Аз-Завия во время приготовлений к строительству забора. «С какой стати я, как еврейка, имею право жить в Израиле в то время как палестинцы, изгнанные отсюда в 1948 и 1967, такого права не имеют?»

    Решение Джессики вступить в ISM, организацию, которую Израиль считает угрозой для национальной безопасности, так как ее члены мешают солдатам исполнять свои обязанности, не было каким-то в последнюю минуту вспыхнувшим вдохновением, проснувшимся в ней во время пребывания в стране в рамках программы Таглит. Наоборот, на Таглит она поехала именно потому, что ей предоставлялся бесплатный билет на самолет.

    «Когда кто-то прибывает в аэропорт и заявляет о том, что он участник антиглобалистской или анархистской организации, это право и обязанность израильского руководства запретить им въезд в страну», – говорит Давид Саранга, заместитель представителя министра иностранных дел.

    Саранга сказал, что он не знает, пытаются ли подобные организации привлечь еврейских волонтеров, соблазнив их легкостью, с которой они могут поехать в Израиль, «важно, чтобы семьи молодых людей были осведомлены о такой возможности».

    Когда ее спросили, выступает ли ISM с пропагандой, призывая еврейскую молодежь принять участие в Таглите или других полностью финансируемых программах, чтобы стать волонтерами, представительница ISM ответила, что «политика ISM никогда в этом не заключалась. Я бы не сказала, что мы активно сосредоточиваем свои силы на привлечении еврейских волонтеров в какой-то большей степени, чем, скажем, других добровольцев… но так получается, что большинство из них – евреи».

    Журналист Давид Бедин, который очень много писал о тактике завлечения в движение ISM, настаивает на том, что организация «открыто говорит о том, что им бы хотелось иметь именно еврейских волонтеров, так как в страну их отправить куда проще».

    Бедин, основатель Израильского агентства новостей, отправил своего корреспондента на ежегодное собрание членов ISM в ноябре.

    «Участникам сказали утверждать, что они едут в качестве туристов как раз в то время, когда Израилю необходимы туристы», – сказал Бидэйн. «Им сказали надеть магендавид и рассказывать о своих еврейских семьях и друзьях в Израиле».

    На вебсайте ISM можно было найти подобного рода советы о том, как ввести в заблуждение израильских чиновников.

    Пол Патин, пресс-атташе Американского посольства в Тель-Авиве, признал, что люди приезжают туда в качестве туристов, но их планы меняются, как только они туда попадают».

    Патин подчеркнул, что «у нас есть консультативный государственный отдел по туризму, призывающий американских граждан избегать поездок на Западный берег и в Газу.

    «Мы не думаем, что американцам стоит ездить туда, ведь это опасно. Если американские граждане хотят, чтобы мы помогли им добраться до Западного берега или отправиться в Газу, мы им ничем помочь не сможем. Неважно при этом, чем они занимаются, мы считаем, что помогаем им тем, что не отправляем их туда», – твердо заявил он.

    Чтобы отговорить еврейскую молодежь от участия в программе «Таглит» в качестве «бесплатной поездки в страну», Бидэйн призвал организаторов проекта требовать от участников, примыкающих к анти-израильским группировкам, возместить стоимость программы.

    Гиди Марк, директор по маркетингу «Таглита», заявил, что он знает лишь о «небольшом количестве участников», подходящих под это описание, «из 70.000 человек».

    «Мы говорим о единицах, которые приходятся на каждые 10.000, – говорит он. – Во время нашего отбора сотни кандидатов были дисквалифицированы этим летом по ряду причин».

    По поводу назначения наказаний Марк сказал: «Мы не думаем, что это мудро упоминать организации, о которых участники никогда не слышали, а затем высказывать идеи.

    Если выясняется, что информация участника оказалась ложной, ему придется заплатить за поездку. За пять лет мы отправили назад троих участников, у которых оказались совсем другие планы».

    Джессика скоро тоже может к ним присоединиться. В ходе поиска через интернет выяснилось, что она была одним из университетских лидеров анти-израильского движения. Когда ее спросили, почему она приехала на программу «Таглит», она улыбнулась и сказала: «Бесплатный проезд был конечно весьма важным фактором, но мне также было интересно увидеть, как иудаизм связан с Израилем, как молодым американским евреям рассказывают, что они могут стать израильскими гражданами. Когда мы приехали сюда, мы увидели знак: «Добро пожаловать домой».

    Джессика сказала, что она и ее подруга, которая также вступила в ISM, приобрели богатые опыт во время поездки.

    «Я сейчас как раз работаю над журналом про Таглит», – говорит она, имея в виду мини-журнал, который она собирается распространять в неформальной обстановке.

    «Он будет направлен на еврейские и левые организации, чтобы помочь им понять, как работает еврейский национализм», – говорит Джессика.

    Жительница Нью-Йорка, она видит в программе Таглит мощный инструмент еврейского национализма.

    «Он создает семью и превращает ее в израильскую семью. Американские евреи становятся частью этой семьи. Она влияет на их жизни, политику, то, как они тратят свои деньги», – говорит она, и нотка осуждения слышится в ее голосе.

    Раан, молодой израильский эмигрант, у которого дед когда-то был израильским послом в Эфиопии и Голландии, использовал израильский паспорт, чтобы попасть в страну. Во время летних каникул в престижном американском университете, где он получал докторскую степень, Раан выступает с пропагандой «единого демократического государства всех граждан».

    «Я не думаю, что в этой стране должно быть еврейское большинство», – говорит он.

    То, что Раан называет «этой страной» – это и есть небезызвестный Израиль плюс палестинские территории. Сам называя себя «радикалом», он полагает, что, «как израильтянин, сможет объяснить членам ISM социо-политические и исторические аспекты израильского общества».

    Раан полагает, что его знаменитый дед гордился бы им.

    «Он всегда был левым либералом, – говорит Раан. – Я думаю, что я продолжаю его дело».

Мишель Хабин
Перевод Екатерины Ивановой, Yafa.ru
Сайт создан в системе uCoz