"Народ мой" №24 (412) 27.12.2007

Рецензия на одну цитату

     Обычно пишут рецензию на роман, на книгу стихов, на спектакль или на кинофильм. Моя задача более скромная. Я решил написать рецензию на одну отдельно взятую цитату. Правда, цитата из категории тяжеловесов, потому что её написал очень популярный писатель и журналист Александр Андреевич Проханов. Цитата извлечена из сравнительно нового романа А. Проханова, который называется "Теплоход Иосиф Бродский".

     Вот она - без добавлений и изменений: "Из рамки красного дерева смотрело изнурённое, с большими глазами, лицо мученика, прозревавшего весь скорбный путь богоизбранного народа от грехопадения, египетского плена, исхода, бессчетных гонений и рассеяний до напрасной попытки создать государство Израиль, обречённое пасть под ударами палестинских гранатомётов".

     Для тех, кто впервые слышит фамилию писателя Проханова, даю справку.

    Сегодня он является главным редактором газеты "Завтра", которую по совести говоря, было бы правильнее называть "Вчера". Раньше он редактировал газету "День", а ещё раньше - журнал "Советская литература". В своё время активно поддерживал ГКЧП, но в 1993 году, как ни странно, был на стороне президента Ельцина, а не на стороне взбунтовавшегося Верховного Совета. Однако на всех президентских выборах был на стороне того, кого не избрали, т.е. на стороне Г. А. Зюганова. Автор 28 книг, из них наиболее известная - "Дерево в центре Кабула". Его биографии мог бы позавидовать даже Эрнест Хемингуэй - он был во всех горячих точках, только в Афганистан летал 15 раз.

     Я иногда читаю газету "Завтра". Если не сосредотачиваться на том, что в ней вся критика сегодняшней российской действительности осуществляется с коммунистических позиций, то справедливости ради следует сказать: материалы там смелые, острые и злободневные, а многие факты, которые там приводятся, можно назвать убийственными. Но сегодняшняя российская власть на критику реагирует очень своеобразно: она на неё вовсе не реагирует. Поэтому выглядит неубедительным намерение А. Проханова после ареста и суда начать издавать газету "Зек" и напечатать в ней повесть или рассказ "Один день Александра Андреевича". Впрочем, газета "Завтра" не только против России. Она и против Америки, и против Грузии и против Израиля, то есть это как раз тот случай, когда в бюллетене для голосования подчёркивают графу "Против всех". Хотя есть и исключения. Газета "Завтра" любит Ирак, Иран, Сирию и Палестинское государство, которого нет.

     Про роман "Теплоход Иосиф Бродский" не хочу ничего говорить ни хорошего, ни плохого. Правда, не могу избавиться от впечатления, что это слабое подражание всемирно известным триллерам Эдуарда Тополя "Китайский проезд", "Кремлёвская жена", или "Завтра в России". Даже фамилии действующих лиц Проханов, подобно Тополю, придумывает так, чтобы можно было узнать, о ком идёт речь, но невозможно написать заявление в суд. Если у Тополя Ель Дзинь, Бай Су Кой и генерал Ку Ли, то у Проханова - Славозайцев и писательница Толстая-Кац. Впрочем, на месте Татьяны Никитичны Толстой я всё-таки в суд бы подал, потому что Проханов наделил её такими качествами, которых она никогда не имела.

     Но всё это к делу, если и относится, то не прямо, а косвенно. Поэтому,

    начинаем анатомировать цитату. Был ли Иосиф Бродский иудейским мучеником? В своих многочисленных интервью он не уставал подчёркивать, что он еврей, но ни разу не заявил о своей иудейской приверженности. Для Проханова еврей, иудей и сионист это одно и то же, причём, он до сих пор считает, что, в соответствии с отменённой и полузабытой резолюцией ООН, сионизм - это разновидность фашизма, хотя сионизм так же отличается от фашизма, как гора от ямы или метель от хамсина.

     В то же время не всякий еврей является иудеем, а иудей может оказаться и не евреем. Иудей - это не национальность, а религиозная принадлежность, другими словами - вероисповедание.

     Иосиф Бродский не мог быть иудеем, потому что в 1942 году в городе Череповце, когда ему было 2 года, его няня повела маленького Иосифа в церковь, где с будущим нобелевским лауреатом был осуществлён обряд православного крещения. Для того, чтобы стать иудеем, ему требовалось пройти длинный и мучительный процесс гиюра, но этого в биографии Иосифа Александровича Бродского не было. Вот что писал о своих религиозных пристрастиях сам поэт: "…В возрасте лет 24 или 23, уже не помню точно, я впервые прочитал Ветхий и Новый Завет. И это на меня произвело, может быть, самое сильное впечатление в жизни. Т.е. метафизические горизонты иудаизма произвели довольно сильное впечатление. Библию трудно было достать в те годы - я сначала прочитал Бхагават-гиту, Махабхарату, и уже позже мне попалась в руки Библия. Разумеется, я понял, что метафизические горизонты, предлагаемые христианством, менее значительны, чем те, которые предлагает иудаизм. Но я совершил свой выбор в сторону идеалов христианства, если угодно…"

     Далее Проханов говорит, что скорбный путь богоизбранного народа начался с грехопадения. Грехопадение - это сюжет из Торы (и Библии тоже) об Адаме, Еве, Змее и яблоке. Но разве Адам и Ева были евреями? Нет, у них национальности не было, в те райские времена ещё никто не додумался разделить людей по национальному признаку. И первого еврея на земле звали не Адамом, а Авраамом. Другими словами, в энциклопедических знаниях писателя и журналиста Александра Проханова имеются белые пятна. Чёрные - тоже имеются.

     Остаётся оценить слова о напрасной попытке создать государство Израиль, обречённое пасть под ударами палестинских гранатомётов. Палестинских гранатомётов не существует, потому что ни в секторе Газа, ни в Самарии, ни в Иудее, которые автор продолжает, как и во времена журнала "Блокнот агитатора", называть Западным берегом реки Иордан, нет ни Тульского оружейного завода, ни его филиала. Тем не менее, гранатомёты у палестинцев действительно есть, но происхождение у них российское. Конечно, если спросить у российского ведомства, ведающего экспортом вооружений, оно сделает вид, что удивлено и не понимает, как российские гранатомёты попали в руки палестинских боевиков. Но писатель Проханов не может этого не понимать. Впрочем, почему нужно замыкаться на гранатомёте, радиус действия которого два десятка метров. В конце концов, гранатомёт можно отобрать у его владельца, а его самого посадить в тюрьму и держать там, пока не поумнеет, т.е. в большинстве случаев пожизненно. Но у палестинцев есть не только гранатомёты, есть, к примеру, ракеты, радиус действия которых в тысячу раз больше, чем у гранатомётов, и они их применяют сотнями и тысячами. Но Израиль под их ударами не пал, и вместо того, чтобы пасть, собирается отмечать своё 60-летие. Было бы закономерно, если бы Александр Проханов оценил, как напрасную, попытку создания государства, когда-то называвшегося Советский Союз, которое действительно пало, причём для этого не потребовались ни гранатомёты, ни ракеты. Что касается Израиля, то не только палестинцы мечтали о его падении. Мечтали и египтяне, и сирийцы, и иорданцы и даже иракцы во главе с Саддамом Хусейном. Был период, когда и в Москве мечтали о том же самом. Где сегодня эти мечтатели? Новые мечтатели появляются почти ежегодно, и среди них много лет почётное место заслуженного мечтателя занимает писатель Александр Проханов.

     Впрочем, моя рецензия могла быть значительно короче, достаточно было написать: "Не дождётесь".

Тимур Боярский.
Сайт создан в системе uCoz