Еврейские сайты знакомств и еврейское на сайтах знакомств
Исследование общества посредством контент-анализа интернета

     Интернет можно использовать для социологии двумя методами - проводить в нем обычные опросы или, не задавая никаких вопросов, изучать след, который общество оставляет в нем.

     Что касается первого метода, то результаты таких "опросов" мы видим постоянно - многие сайты не избегают соблазна задать посетителям вопросик-другой. Но даже если вопросы сформулированы грамотно, что бывает крайне редко, и данные не фальсифицированы, смысл в этих цифрах совсем не тот, который мы обычно ищем в социологических данных. Люди, отвечающие на вопросы на сайтах, - весьма специфическая подвыборка: желание высказаться побеждает и стремление сберечь время, и ощущение явной бессмысленности действия. Они составляют ничтожную долю от посетителей любого сайта, которые и сами уже есть подвыборка из посетителей интернета - посетителей именно данного сайта. Между тем данные таких "опросов", выглядящие для профана как результаты обычных опросов, обладают для него некоторой убедительностью и дезориентируют его.

     Другой метод, изучение "следа" общества в интернете, можно с некоторой натяжкой назвать контент-анализом интернета. С натяжкой - потому что объектом анализа могут быть не только текст, но и, например, картинки (мы это использовали), видео, комбинации этих объектов, а также параметры коммуникации, что вообще специфично и приближает анализ интернета к анализу речевого взаимодействия. Когда мы несколько лет назад начали эти работы, групп, ведущих подобные работы, было совсем мало (мы знали о двух). Таких работ не столь много и сейчас, хотя на этом поле уже появились, по крайней мере, две коммерческие фирмы.

     Плюсы этой методики: исследование намного дешевле опроса, нет влияния анкеты и интервьюера на респондента, материал всегда документирован, легко проводить как длительные исследования, так и оперативный анализ ситуации. Минусы методики: неизбежный "скос" выборки (см. ниже) и ограниченность данных: спросить респондента можно о чем угодно, а "след" в интернете какой есть, такой уж и есть. В некоторых случаях второй минус может быть преодолен - и в интернете возможен эксперимент: "вброс" информации и контент-анализ последующей реакции.

     Результаты наших предшествующих работ по этой методике докладывались на конференциях центра Сэфер, конференциях "Информационные технологии в образовании", а также публиковались в журнале "Вестник общественного мнения", издаваемом Левада-центром. Изучение сайтов знакомств русскоязычного Интернета является частью нашей программы такого исследования.

    Контингент сайтов знакомств

     Люди, выкладывающие свои анкеты на сайтах знакомств, в среднем отличаются от населения в целом - как в силу психологических особенностей и жизненных обстоятельств, роль которых трудно оценить, так и за счет неравномерности интернетизации. Население Москвы и С.-Петербурга составляет 10 % и 3,2 % населения РФ, а, например, на сайте dating.ru они занимают 29 % и 9,8 % соответственно. Таким образом, все приведенные данные имеют "столичный сдвиг". Для городов с меньшим населением его практически нет - из городов миллионников только для Новосибирска, Екатеринбурга и Казани доля пользователей этого сайта отчетливо больше доли в населении (1,3-1,4-1,0 % против 1,0-1,0-0,7 % соответственно). Заметим, что этот фактор вообще важен для исследований российского общества посредством интернета. И хотя интернетизация ширится, но, в основном, это происходит за счет интернета через сотовый телефон (так называемый мобильный интернет), а этот доступ качественно отличается от "большого" и используется, прежде всего, для электронной почты, наведения всяких справок, получения деловой информации. Приведенные данные имеют также "возрастной сдвиг" - в населении РФ возрастные подгруппы 20-30 и 30-40 лет составляют соответственно 24 и 20 % от группы 20-80 лет, на сайте же - 54 и 29 %. Наверняка есть имущественный и образовательный скос на краю диапазона: наиболее бедные и малообразованные представлены в интернете слабее.

    Типология сайтов и механизм платности

     Сайты знакомств можно подразделить по доступности данных на три типа. Первый - сайты, на которых предлагается визит в офис, знакомство с картотекой, беседа с консультантом, встречи с потенциальными объектами и прочее - но все это при личном визите с предъявлением паспорта, регистрацией, возможно - внесением оплаты, и т.п. По сути дела, это не сайты знакомств, а сайты служб знакомств. Примеры еврейских сайтов такого типа:

    http://toldot.ru/jfamily/znakomstva/

    http://www.jwedding.ru/

    http://bronnaya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=229&Itemid=118

     Это отчасти соответствует патриархальной традиции, и отчасти разрешает проблему анонимности в интернете, которая позволяет создавать виртуальных персонажей, развлекаться, шутить, дурачиться, разряжать свои комплексы, хамить, искать клиентов для платного секса, и т. д. Однако обращение в службу знакомств предполагает декларацию более высокой степени как серьезности намерений, так и "еврейскости", а также трату времени и контакт с третьими лицами в личной сфере, что нравится не всем, причем по разным причинам.

     Плюсы и минусы служб знакомств по сравнению с интернетом очевидны; заметим лишь, что некоторые из служб знакомств используют для своей деятельности реальные сайты знакомств, причем как в пассивном режиме - ища объекты "под заказчика", так и в активном - выставляя данные виртуальных объектов для привлечения реальных. Естественный сюжет о знакомстве в интернете двух "виртуалов от агентств" мы дарим писателям, тем более, что это может происходить и без участия служб знакомств.

     Заметим, что проблема "анонимность vs. серьезность" - это общеинтернетная проблема, и, например, система webmoney решает ее посредством документального удостоверения личности, начиная с определенного уровня доступа к системе. При этом регистратор, удостоверяющий личность претендента посредством изучения паспорта, устанавливает сам факт соответствия человека и данных документа и проверяет некоторые формальные знания, касающиеся работы системы, но не дает каких-либо рекомендаций по той деятельности, которой собирается заниматься лицо, регистрирующееся в системе. Возможно, что на таких же принципах могла бы быть построена и система сайтов знакомств. Один визит, например, в синагогу или местное общество еврейской культуры, конечно, был бы неизбежен, но при этом никаких личных разговоров бы не велось, предложений не делалось бы, а рекомендации выдавались бы только по запросу.

     Второй тип - сайты с закрытой базой; такой сайт не демонстрирует данных зарегистрированных на нем лиц, но, задав клиенту ряд вопросов о нем самом и об его пожеланиях, начинает предлагать ему варианты. В русскоязычном интернете относительно крупный такой сайт один - www.edarling.ru (порядка 100 000 анкет). Несколько интересных находок по части механизма работы и представлению на нем данных там есть, но некоторые функции работают некорректно, анкета чудовищна по объему и малоосмысленна по содержанию - по-видимому, механически сложены переводы нескольких иноязычных и/или "самопальных" анкет. Интересен один из примененных способов выманивания денег у клиента - посредством уменьшения возможностей и предложения их вернуть за дополнительную плату; забавно выглядит тупое цензурирование анкеты. В аспекте нашей темы сайт сделан неудачно - вопроса о национальности нет, при ответе на вопрос о религии выбор "иудаизм" имеется (его выбирает 1/100), но есть и выбор "другое" (1/10) и совсем уж бессмысленный выбор "верю, но не религиозен", который делает около 1/2, среди которой могут таиться "стеснительные евреи". Остальные выборы: около 1/2 - "православные", 1/10 - "атеизм".

     Третий тип - сайты с открытой базой, на которых пользователь видит те данные, которые другой пользователь о себе захотел сообщить; минимальный набор - пол, возраст, город, максимальный же набор может быть и весьма велик, и не формализован ("о себе - в свободной форме", а также ответы в свободной форме на разные вопросы).

     Что касается платности, то сайты могут быть бесплатные (существующие за счет рекламы, благотворительности, как побочный продукт иного бизнеса) и платные. Деньги переводятся через многочисленные системы электронных платежей, они могут взиматься за разные услуги и на разных этапах, прежде всего, - за саму регистрацию, а далее - либо за возможности поиска партнера, либо за доступность и "престижность" своей анкеты, либо же за возможность контакта. В первом варианте распространена система, при которой поиск по полу, возрасту и городу бесплатен, а по всем остальным параметрам (их могут быть десятки) - платен. Во втором варианте, деньги могут взиматься за положение анкеты в списке, предъявляемом ищущему, за так называемый "подъем" анкеты. В третьем - за возможность вступления в переписку с владельцем анкеты или непосредственно за его контактный телефон.

     Кроме того, сайты можно классифицировать по целевой-группе: общие и специфические; причем специфические могут быть самые разнообразные - для инвалидов, для знакомств с иностранцами, для каких-то определенных возрастных, сексуальных или национальных групп. Например, в русскоязычном интернете есть несколько татарских и несколько еврейских сайтов знакомств.

    Основы технологии поиска партнера

     Технологий поиска две: пассивная - выложить свою анкету и ждать, активная - изучать анкеты других; эти основные технологии можно сочетать. На крупных сайтах знакомств (dating.ru, mamba.ru, loveplanet.ru) активная тактика требует денег, за исключением случая, когда вы ищете партнера из определенного небольшого города, поскольку параметры, кроме пола, возраста и города, можно задать только в режиме расширенного поиска, а он платен. Пассивная тактика на самом деле тоже требует денег, если вы, опять же, не живете в маленьком городе или если вы хотите, чтобы нашли вас, - по каким-то вашим уникальным параметрам. Потому что во всех прочих случаях сайт будет выдавать тому, кто ищет, так много вариантов, что он сможет просмотреть только начало списка. Для попадания туда существует платная опция "поднять анкету". Заметим, что доля пользователей, оплативших активный поиск, менее 1 %, что многое говорит о человеческой психологии (учитывая, что стоимость услуги не велика).

     На некоторых сайтах есть опция оповещения по электронной почте о появлении анкет, удовлетворяющих определенным требованиям, на некоторых - опция показа "новых" анкет, подпадающих под заданные условия. Эти опции удобны, если был осуществлен расширенный поиск и вы перешли в режим мониторинга, или если вас почему-то интересуют только те, кто лишь только что появился на сайте.

     При оценке возможностей поиска следует учитывать, что на сайтах лежат и анкеты лиц, фактически покинувших сайт, судя по дате последнего посещения. Если принять, что месячное отсутствие это и означает, то "реальных" анкет на сайтах - не более трети от декларируемых количеств.

     Следует быть готовым к обнаружению того, что многие приходят на сайты ради игры в знакомство (аналогично тому, как некоторые когда-то посещали центры по репатриации вовсе не ради репатриации), ради поиска коммерческого секса, разрядки агрессии и даже поиска клиентов и партнеров по бизнесу (единичные случаи). В случае, если вас конкретно интересует какой-то один пол, рекомендуется посмотреть анкеты и другого пола, дабы не закоснеть в уверенности, что именно представители интересующего вас пола брызжут агрессией, комплексами и понтами.

    Специфика представления информации

     Предъявляя себя миру, человек демонстрирует то, что он считает наиболее важным в конкретной ситуации. При размещении анкеты на сайте знакомств пользователь приписывает себе умеренно реальные характеристики, поскольку, как он понимает, все это в любом случае выявится в ходе переписки или реального знакомства. При этом имеет место некоторое приукрашивание, сдвиг в сторону предполагаемой привлекательности, в значительной мере очевидный, обычно легко расшифровываемый и почти общепринятый, но, в основном, в вопросе о возрасте, работе и для женщин - о весе. Приукрашивание имеет три формы - простое сокрытие информации, умеренное ее искажение и игривое уклонение от ответа ("талия есть", "все при мне", "пышное тело", "работа хорошая", "работа нужная", и т.п.). Часто попадаются бессодержательные "универсальные" анкеты, возможно - анкеты агентств знакомств или "анкеты-заглушки", заполненные на скорую руку с мыслью вернуться на досуге и прописать все хорошо и правильно.

     Информация о национальной принадлежности является важной; даже если человек декларирует, что ему национальность партнера безразлична, он понимает, что она, вполне возможно, не безразлична потенциальному партнеру. Особенно, если имеется в виду не короткий роман без обязательств, а что-то более серьезное. В российской реальности вопрос национальности перемешан с религиозной принадлежностью, точнее - декларация религиозной принадлежности используется как смягченная, стеснительная форма декларации национальной принадлежности и национальных предпочтений. Там, где прямолинейная и агрессивная женщина пишет "половые извращенцы и кавказ идут лесом", культурный человек укажет, что он православный и предпочитает православных, или, в зависимости от того, как построен сайт, укажет, что религиозная принадлежность партнера ему важна.

     Исследовать методы презентации - посредством указания марок автомобилей и телефонов, демонстрации тупого юмора и заоблачных претензий, немереной крутости, обнаженного торса (особенно любимо мужчинами) можно до бесконечности. Мы пока что ограничились исследованием применения для самопрезентации чтения (Л.Ашкинази, А.Кузнецова. Декларация о чтении как самопрезентация "Вестник общественного мнения", Левада-центр, 2011, № 3).

    Еврейские сайты знакомств

     Таких сайтов примерно четыре, рассмотрим их в порядке возрастания мощности, обращая внимание на сильные и слабые стороны.

     Сайт http://mishpuha.ucoz.ru/ - около 200 участников (здесь и далее все данные округлены), нечто промежуточное между сайтом знакомств и конторой, поскольку в части случаев переписка ведется через администрацию, участники, видимо, все из РФ, оценить региональное распределение невозможно, так как формализованная анкета отсутствует и многие респонденты не указывают город, а у некоторых объявление выглядит просто и непритязательно: "познакомлюсь:". Недостатки: вульгарный дизайн, навязчивая реклама, некоторые функции работают некорректно.

     Сайт http://jewish-hearts.com/ - около 900 участников, из РФ - 600 (30/10), из них "реальные" - появлялись в течение последнего месяца около четверти. В скобках здесь и далее - число анкет женщин 30-45 лет из Москвы, знаменатель - "реальные". Подробность анкеты - средняя, интересные моменты - в "целях знакомства" разведено "для создания семьи" и "для создания еврейской семьи" (но можно выбрать и то, и это), в семейном положении имеется выбор "в разлуке" - аналог "живем раздельно" других сайтов. Недостатки: безвкусный дизайн, некоторые функции работают некорректно, при повторении поиска не сохраняется формат запроса, нет сортировки анкет по дате последнего появления или функционально эквивалентной опции "новые".

     Сайт http://shalom-friends.com/ - около 3500 участников, из РФ - 2500 (300/50), из них появлялись в течение последнего месяца менее четверти. Подробность анкеты - средняя, интересные моменты - в "целях знакомства" разведено "для создания семьи" и "для создания еврейской семьи" (но можно выбрать и то, и это), в семейном положении имеется выбор "в разлуке" - аналог "живем раздельно" других сайтов. Недостатки те же, что в предыдущем случае.

     Сайт http://www.jewishclub.com/ - около 10000 участников, из РФ - 5000 (600/100), из них появлялись в течение последнего месяца около одной шестой. Подробность анкеты - высокая, интересные моменты - указание на наличие сетевого посредника, помогающего выбирать партнеров (платная услуга). Недостатки: безвкусный дизайн, нет продвинутого поиска (РФ - только целиком, город указать нельзя), при повторении поиска не сохраняется формат запроса. Забавное - необходимо указать, какую (или какие) кухню предпочитаешь (можно отметить несколько). Доступ к анкетам, в основном, бесплатный, связь, в основном, платная.

     Общие особенности трех последних сайтов: дробная классификация религиозности на уровне позиции, то есть указания субконфессии; в последнем случае - на уровне действий, то есть указания частоты посещения синагоги и степени соблюдения кашрутаа. На всех сайтах есть анкеты (единицы %) неевреев, нерелигиозных, и вообще принадлежащих к другим конфессиям. Кроме того, при переписке иногда выясняется, что в анкете преувеличена степень религиозности - например, персонаж, отметивший "религия в моей жизни не имеет большого значения" может при переписке оказаться настроенным резко антирелигиозно. Впрочем, некорректности такого типа могут быть где угодно.

    Общие сайты знакомств

     Исследованы все три крупных русскоязычных сайта - dating.ru, loveplanet.ru, mamba.ru

     Сайт http://dating.ru - около 2,3 млн. анкет (реальных, то есть посетивших сайт в течение последнего месяца - около 0,8 млн.), этническая принадлежность и религиозность в анкете не спрашиваются, поэтому отразить эту сторону человек может, только указав на нее по своей инициативе, в полях, которые заполняются произвольно. При поиске по словам "еврей", "еврейка" и "иудаизм" обнаруживается 143 анкеты (вся РФ, оба пола, все возрасты), однако в большинстве ключевые слова использованы как часть анекдотов; анкет евреев или евреек около 40, из них 25 декларируют свое еврейство - возможно, лишь ради избежания контактов с теми, для кого это нежелательно, и лишь 17 так или иначе дают понять, что их интересует знакомство с лицом своей национальности.

     Сайт loveplanet.ru - около 18 млн. "пользователей" (наша оценка дает 16 млн. анкет и 5 млн. реальных анкет, то есть анкет лиц, посетивших сайт в течение последнего месяца), в анкете спрашивается знание языков (есть вариант "иврит") и спрашивается религия (есть вариант "иудаизм").

     При поиске по слову "иудаизм" (вся РФ, оба пола, все возраста) обнаруживается 8000 мужских и 5400 женских анкет, но ввиду некорректности работы этой функции на сайте лишь около 1/10 анкет реально содержат слово "иудаизм", и лишь единицы так или иначе дают понять, что их интересует знакомство с лицом своей национальности. Остальные либо считают, что сами поймут, либо оставляют эту тему для дальнейшего обмена информацией. Соответственно имеем 1300 анкет или 330 реальных. Хотя с учетом некорректности работы этой функции к данным цифрам надо относиться осторожно.

     При поиске по слову "иврит" обнаруживается 9600 мужских анкет и 5300 женских, но лишь единицы содержат другие признаки принадлежности к еврейству (указание на ПМЖ-намерения, характерное имя или облик, слово "иудаизм", указание на желательную национальность партнера). Около трети анкет использует слово "иврит" как один из элементов кривляния - указывается, что субъект знает все, имеющиеся в шаблоне, языки. В этих случаях часто, особенно у женщин, используется и слово "иудаизм".

     Сайт www.mamba.ru - около 11 млн. "пользователей", 6 млн. анкет (реальных, то есть посетивших сайт в течение последнего месяца, судя по данным на сайте, - большинство), в анкете спрашивается вероисповедание и есть варианты "ортодоксальный иудей", "хасид", "иудей-реформист", "иудей другой конфессии". Также можно указать "степень религиозности" - варианты "строго верующий", "религия - важная часть моей жизни", "верующий", однако этой возможностью пользуются около 1/7 выбравших какой-то из "иудаизмов". Наконец, в списке языков есть "hebrew".

     При запросе от имени мужчины для всей РФ, "неважно кого" и всех возрастов по словам "ортодоксальный иудей", "хасид", "иудей-реформист", "иудей другой конфессии", "hebrew" программа находит соответственно 300, 40, 55, 120 и 500 анкет, из которых очень грубо и усредненно треть упоминает эти слова в качестве кривляния и треть (кроме группы "hebrew") содержит другие признаки еврейства. Поэтому можно осторожно предположить, что имеется 150 реальных анкет евреек.

     При запросе от имени женщины для всей РФ, "неважно кого" и всех возрастов по словам "ортодоксальный иудей", "хасид", "иудей-реформист", "иудей другой конфессии", "hebrew" программа находит соответственно 700, 60, 200, 180 и 1200 анкет, из которых (очень грубо и усреднено) от трети до половины упоминает эти слова в качестве кривляния и треть (кроме группы "hebrew") содержит другие признаки еврейства. Поэтому можно осторожно предположить, что имеется 300 реальных анкет евреев.

     Среди найденных имеется изрядное количество парадоксальных анкет. Например, она пишет, что религиозна и религия играет важную роль в ее жизни, но религиозность партнера ей не важна. Или он пишет, что религиозен и ортодоксален, и ищет "девушку или парня". Вдобавок, кроме личной парадоксальности, есть еще и парадоксальность, навязанная сайтом, типа "иудей другой конфессии".

    Выводы

     Долю населения, представленную на всех крупных сайтах знакомств (включая и "реальных", и "не реальных", то есть не заходивших на сайт более месяца), можно оценить в 10 %. Оценить эту цифру для евреев трудно - с учетом более высокого уровня образования и большей доли проживающих в городах, она должна быть больше, с учетом возрастного распределения - меньше, но главное - неясно, "кого считать евреем". Во всяком случае, можно сказать, что в РФ есть около 10 тыс. "достаточно евреев" для того, чтобы как-то обозначить свою национальность при выкладывании анкеты на сайте знакомств. Если условно считать, что ищут этим способом знакомства те же 10 % совокупности, то получается численность 100 тыс. человек, что примерно в два раза ниже оценок демографов и отражает распространенность данной формы и степени ассимиляции или "степень еврейскости". Эта оценка может быть уточнена при введении корректных поправок на возрастное, образовательное и региональное распределение и более детального анализа конкретных анкет. Сам материал анкет может быть использован при построении "шкалы ассимиляции/еврейскости" (возможно, многомерной).

     На еврейских сайтах знакомств относительно активно (то есть заходили на сайт в течение последнего месяца) ищут себе пару в РФ около 1500 лиц нашей национальности, на нееврейских это количество можно очень грубо оценить, как 800. Идентификация принадлежности к еврейству на нееврейских сайтах затруднена табуированностью, скандальностью и этих слов, и самой темы в массовом российском сознании, влекущей как сокрытие информации, так и кривляние. Установление контактов между ищущими таковых затруднено малой численностью евреев и, возможно, психологической трудностью декларирования своей национальной принадлежности: на нееврейском сайте - "как-то неудобно" (тем более, когда треть дурачится), а на еврейском - "да какой же я еврей". Более серьезное исследование этого материала требует участия психологов и установления - возможно, посредством интервьюирования в реале - деталей подхода еврея к заполнению подобной анкеты: в какой доле случаев и каким именно способом он будет обозначать свою национальность.

     Выходя за рамки социологии как науки и обращаясь к социологии как деятельности, что можно предложить? Организация единого сайта еврейских знакомств вряд ли возможна - владельцы сайтов обычно противятся не только слиянию, но даже обмену данными. Возможна помощь выложившим свои анкеты по типу сетевой консультации - это реально, но требует большой и кропотливой работы. Для больших городов возможна ненавязчивая помощь в организации встреч: например, приглашение на еврейские мероприятия типа просмотра израильских кинопоказов или книжных выставок. В любых случаях возможна организация туров в Израиль: "познакомься на исторической родине". В последнем случае может иметься в виду как знакомство с жителями Страны, так и знакомство с россиянами из других городов, задумывающимися о репатриации.

Леонид Ашкинази

Главная страница
Сайт создан в системе uCoz