"Народ мой" №7 (371) 16.04.2006
А. Соббакевич
18 февраля ушел из жизни талантливый поэт А. Соббакевич (Александр Иосифович Маленкович). Он родился 19 апреля 1941 года в г. Ленинграде в семье токаря высокой квалификации, был эвакуирован с матерью в Казань. Отец вернулся с фронта инвалидом. В 1944 году снова все вместе в Питере. Квартира разбомблена. Жили в общежитии, затем в коммуналке. Стихи начал писать в юности, с 17 лет работал. Затем три года в армии на Севере, часто печатался в армейских газетах. Отслужив, поступил на факультет журналистики Ленинградского университета. Совмещал учебу с работой, писал, преуспевал в шахматах и шашках. После окончания университета работал на телевидении, преподавал. Заработки были скромными и нерегулярными. Устроиться на постоянную работу мешал пятый пункт. Некоторое время был безработным. С большим трудом переучился на инженера-наладчика АСУ, много ездил по стране, работал на газовых и нефтяных промыслах Сибири, затем на предприятиях Петербурга. Попытка предпринимательства закончилась в 1995 году двумя инфарктами, инвалидностью и пенсией. После долгого перерыва вернулся к поэзии и за 5-7 лет создал свои лучшие циклы стихов. Готовился к отъезду в Израиль, воспитывал сына, выступал с чтением своих стихов, до последних дней оставался общительным, любознательным, остроумным жизнелюбом.
Творчество А. Соббакевича имеет две яркие стороны. Первую, художественную, отличает естественность речи, глубина и искренность чувств, высокое качество стиха при внешней простоте. Сам он говорил: "Стих должен, на мой взгляд, включать внятную мысль, естественную искреннюю интонацию, громкую простодушную, как на базаре, перекличку рифм, мотивированную эмоциональную мелодию, чтобы никакая обезьяна за клавиатурой и никакая компьютерная программа даже на дух не могла приблизиться к этой форме существования белковых тел."
Вторая сторона - гражданственная, глубоко выстраданная позиция еврея в диаспоре, за многие поколения породнившегося со страной, живущего в ней без мелочных обид, и в тоже время не забывающего о принадлежности к своему народу, остро чувствующему проблемы своей исторической родины, переживающему за судьбу еврейского государства. Его стихи публиковались в "Ами" (№№ 251, 253, 254), в других еврейских газетах и журналах, в сборниках, изданы отдельной книжкой (издательство "Геликон Плюс", 2001).
Широкую известность получили стихи А.С. в Сети (Интернете), где их сейчас размещают более двадцати сайтов России, Украины, Израиля, Германии. Среди таких сайтов: "Стихи.Ру" (www.stihi.ru), "Ритмы-Поэзия-Яхты" (http://yacht.zamok.net), альманах "Еврейская старина" (www.berkovich-zametki.com), "Еврейский литературный форум" (www.jewniverse.ru/forum/), "Ами-Народ мой" (http://jew.spb.ru/ami/), "ОРТ-СПб" (www.ort.spb.ru) и другие. Вот несколько цитат из рецензий и отзывов на сайтах и форумах.
"Стихи Маленковича отличаются острым и своеобразным видением мира, абсолютной естественностью речи, сочетающей яркую метафоричность с точным реалистическим рисунком. Еврейская тема вплетена в стихи Малинковича органично, без надрыва, без ложной сентиментальности или экзальтации; эта тема придает стихам поэта особое эмоциональное напряжение". Лев Дановский (www.jew.spb.ru/ami)
"...забываешь анализировать, чувствуя предательское желание поплакать и поклясться себе, что в следующей жизни непременно, непременно все будет иначе. И уж никак нельзя обойти вниманием исключительно сильную "национальную составляющую" - и типичную еврейскую грусть, и обаяние каменистых холмов далекого золотого Иерусалима, и незатихающую спрятанную боль по ушедшим в никуда шестимиллионным колоннам "нонкомбатантов", и такие знакомые размышления у ОВИРа, и такую национальную еврейскую любовь к ситцево-березовой России...". Ирина Бузько (http://threehorn.odessa.net)
"…перед нами предстал весьма своеобразный поэт, казалось бы зацикленный на специфической "еврейской теме", но она у него очень "русская", если можно так выразиться, поскольку весь строй его стихов, вся поэтика заставляют вспомнить таких поэтов, как Ярослав Смеляков и Александр Твардовский. Разговорная интонация, сниженная, некнижная лексика, детали неустроенного быта, никакого пафоса, все просто и обыденно, но горести и беды инородца, взращенного в любви к России, проступают на этом фоне необычайно рельефно". Александр Житинский (http://exlibris.ng.ru/internet)
Баллада о секонд хенде стихотворение, прочитанное в годовщину трагических событий 6 октября 2002 г. у памятника "Формула скорби" на месте убийства в 1941 году евреев г. Пушкина /под СПб/ На этом месте или чуть левее Стояли молча голые евреи. Одежда в кучах и расстрельный ров Слезам не верят и не слышат слов. Холодный панцирь осени надев На голое измученное тело, Они следили как над купами дерев Душа народа медленно летела, Как птица перелетная, на юг. В глазах с уже нездешней поволокой Она прощальный совершала круг В безмолвии над местностью пологой. И может, только улучив момент, Пока хохочут палачи на перекуре, Пока соседи разбирают секонд хенд Прикидывая в спешке по фигуре, Они шептали Шма Израиль! Шма! И милосердно наступала тьма. Когда придут по нашу душу снова, Я, лично, тоже не скажу ни слова Бритоголовой пляшущей шпане И с нею заигравшейся стране, В которой вольно дышат отморозки Одетые в фашистские обноски. На холоде, рукой прикрывши стыд, Я лишь отмечу -- вновь одежда в кучах, Вновь палачи, соседи, птица в тучах, И оскверненный памятник стоит, И ничему, как водится, не учит, И Б-г молчит... Неужто вновь простит? Читая Солженицына Трудно любить еврея, но надо... Л. Толстой Я читал Ваши книги, когда еще Их почти что никто не читал, Я б любому тогда за Исаича Зубы попросту пересчитал. Я входил в Вашу первую камеру, На Лубянке считал этажи, Я её геометрии каменной На себя примерял чертежи. И когда Вы лежали оплёванный Миллионами глоток и строк, Как я корчился, что ни словом Вам И ни делом помочь не смог. Ай, как быстро меняется времечко, И теперь уж над Вашей строкой Я чешу поредевшее темечко И машу безнадёжно рукой. Нет не вместе мы с Вами, не вместе мы. Как ни жаль, получается так- Ближе Вам белокурые бестии Или, может, мадам Чибиряк: Ближе Вам Макашов с Кондратенкою И отряды обритой шпаны, Не они ли со смехом коленкою Вас вышвыривали из страны? Вы вглядитесь, откуда овации. И в глаза, не сочтите за труд, Не они ли в другой ситуации Солженицером Вас назовут?.. Я на нынешних Ваших товарищей Нагляделся до смерти уже, Вы ж старик, Александр Исаевич, Не пора ли и Вам о душе: Да и мне на высокое синее Скоро черствую землю менять, О, как просто любить Россию мне! О, как трудно её понять!.. Некуда Друзья, нам с вами не на что пенять, Друзья, нам с вами некуда линять, Нет позади Сибири и Урала, И меч на безобидное орало Нам время не пришло ещё менять. Евреи! ну куда нам отступать, У нас земли всего едина пядь, Её едва достанет для посева... У нас воды всего едина горсть, Да винограда пламенная гроздь, Да камни, раскалённые от гнева. Неужто этот божеский клочок Мы отдадим из страха и молчок? Народ и храм ведь мы едина плоть, Единый дух - подумать даже жутко - Уже две тыщи лет - без промежутка - Пытаются враги нас расколоть. Но мы идём, идём сюда упрямо Сквозь годы унижения и срама Из гетто, из местечек, из грязи. И пусть наш спор у древней кладки храма Рассудит Бог и автомат узи. Нам есть, кого любить и что жалеть, Но лишь души суровое пространство, Бесстрашие и наше постоянство Поможет победить и уцелеть. А может даже победить и только Чтоб на земле оставить за собой Победный крик исполненного долга - Трепещущий и бело-голубой. Если же тебя забуду... Ни в Гренаду, ни в Канаду Ни в другую сторону Не поеду, что б в награду Не стояло на кону. Пусть совсем не виноваты Предо мной Париж и Рим, Но поеду я, ребята, Только в Иерусалим. Там жуют евреи фиги, А у нас суют под нос -- Этот город трех религий Б-г в подарок нам поднес. Там архангелы летают, И вообще, другой распас -- Даже книги там листают По-другому, чем у нас. Что же так неодолимо От домашнего огня К стенам Иерусалима Тянет волоком меня --. Может, там хороший климат? Может, там мне все друзья? Может, сабры меня примут Как заслуживаю я? Может, денег мне навалят, Чтоб в руках не утянуть? Может там меня похвалит Кто-нибудь за что-нибудь? Может, от жары шалея, Словно в юношеском сне, Девки местные на шею Будут вешаться ко мне? Нет, друзья -- не в этом дело, А лишь в том -- сдается мне, Что болит душа и тело По еврейской стороне По деревьям остролистым, Так отличным от берез, По дорогам каменистым, Где гулять не привелось. И по той земле родимой Всех двенадцати колен, По которой уводили Меня маленького в плен. С той поры минуло столько Тысяч лет и тысяч зим, Что теперь мне нужно только, Только в Иерусалим. Я по свету помотался, Жил-тужил -- во многом зря, Я в плену подзадержался, Откровенно говоря. Сколько бы меня не били, Я в душе не стал другим- Не объехать на кобыле Золотой Иерусалим. Потому ли, что еврей я, По другому почему, Мне без древней Иудеи Стало все по кочану. Ты пойми меня, Россия -- Я не вешаю лапшу, Раньше многого просил я, А теперь не попрошу, Ты меня не баловала, Но не будем о худом... Избежал лесоповала -- Благодарствую на том. Я ж не тот, кто справедливо Или нет -- тебя честит. Сам живой и дети живы -- Остальное Б-г простит. Остальное, остальное Отступает в темноту -- Конопляное, льняное Деревянное, стальное, Доброе, и все иное Перечесть невмоготу. Я присяду на дорогу, Оглянусь в последний раз, Эх, пожить бы ради Б-га Хоть немного, хоть немного По-другому, чем у нас...И.Ф.Сайт создан в системе uCoz