"Народ мой" №8 (396) 30.04.2007
Евреи и караимы: истоки родства
Выслушай обе стороны
Древнеримский принципЗаголовок моей заметки кое-кому наверняка придется не по вкусу. В этом я уже не сомневаюсь после того, как побывал недавно в одном из еврейских общинных центров на лекции Александра Локшина о караимах - "одной из самых загадочных еврейских общин", как значилось в газетном объявлении об этой лекции. Я меньше всего ожидал, что придется поучаствовать в полемике, разгоревшейся сразу же после нее. Инициировали эту полемику присутствовавшие на ней караимы. Наибольшее неприятие вызвал у них "тенденциозный" (с их точки зрения) подход лектора к трактовке родства евреев и караимов. Я был на стороне лектора. Справедливости ради, отмечу бесспорную полезность некоторых комментариев, высказанных участниками той незапланированной дискуссии.
Сразу отмечу, что попал я на упомянутую лекцию не случайно, хотя к караимам прямого отношения не имею. Не так давно мне на время вверили фронтовой дневник Эммануила Яковлевича Торчинского его близкие родственники. Чтение его доставило мне подлинное удовольствие. Мне рассказали, что он - из крымских караимов и что его отец и дед жили в Феодосии, владея там когда-то табачной фабрикой. Когда же я поинтересовался тем, откуда в его дневнике взялись характерные выражения на языке идиш, то оказалось, что его мама была еврейкой. Сам же он, жгучий брюнет, женат был на еврейке родом из Одессы - светловолосой и голубоглазой Кларе. В семейном альбоме сохранилось фото этих красивых, обаятельных и нежно любящих друг друга людей.
Э. Торчинский представляет интерес и для евреев, и для караимов, а также для всех других наших соотечественников (безотносительно их национальности), бережно относящихся к памяти подлинных героев нашей страны. Его грудь украшали ордена Александра Невского, Отечественной войны, Красной Звезды, а также медали "За отвагу", "За оборону Одессы", "За оборону Кавказа". Что до приверженцев традиций, то в данном случае не возникает никаких недоразумений: у караимов родство передается по отцовской линии, а у евреев - по материнской. Так что, делить здесь, как говорится, нечего. К слову, в книге Александра Фуки "Караимы - сыновья и дочери России", изданной в Москве в 1995 году, имени Э. Торчинского я не встретил. Мой очерк о нем (в котором я не касался национальности героя) под названием "Фронтовые дороги Эммануила Торчинского" с множеством выдержек из его фронтового дневника и фото из семейного альбома был опубликован недавно ("Киевский вестник", № 19 (6288), 2007). Свой боевой путь этот отважный человек начал в качестве лейтенанта, командира пулеметного взвода, и закончил майором, командиром батальона, проведя практически всю войну на передовых позициях. Удивительно, но факт: слово "караим" ничего не говорило дочерям Э. Торчинского, всегда полагавшим, что караимы и евреи - это практически одно и то же. Мне было неловко это делать, но пришлось их немного просветить. Корни свои хорошо бы знать каждому. Думаю, что информация о караимах будет интересна не только тем, кто состоит с ними в родстве.
Религиозные евреи обязаны исполнять заповеди, содержащиеся в свитках Торы, врученной Б-гом Моше-рабейну на горе Синай. Заполучив Тору, еврейские мудрецы на протяжении веков адаптировали эти заповеди к жизненным различным ситуациям. Их толкования и разъяснения заповедей Торы, а также комментарии к ней, предлагавшиеся в течение веков, были положены в основу Устного Закона (Устной Торы), передававшейся от учителей к ученикам. После неудавшегося восстания против римлян, жестоко его подавивших, Устный Закон, чтобы он не был забыт оставшимися в живых евреями и их потомками, записали в виде Талмуда.
Клара и Эммануил Торчинские
накануне войныКараимы, отколовшиеся от еврейской общины Багдада во второй половине VIII веке, образовали отдельную секту, которая отвергала Устный закон (Талмуд) и настаивала на буквальном исполнении Торы (Ветхого Завета). Основателем их движения считают Анана бен-Давида, еврея. Ритуалы караимов со временем стали существенно отличаться от ритуала остальных евреев. За свою приверженность "истинной религии Библии" им неизбежно приходилось расплачиваться определенными неудобствами. К примеру, в субботу верующие караимы и сейчас весь день проводят в темноте, не используя никакого огня, не режут хлеба, не отлучаются из дому никуда, кроме молельного дома, и не делают многое из того, что разрешено делать иудеям. Запреты на браки среди родственников, а также с представителями других общин, у них более строги, чем у иудеев. Это, однако, не смогло воспрепятствовать их смешению с окружающими народами с неизбежной при этом ассимиляцией.
На протяжении веков религиозная общность караимов приобретала черты общности этнической. Однако пути иудейских и караимских общин время от времени пересекались. Центр движения караимов в последующие века находился в разное время в Палестине, Испании, Византии и Египте.
Наименее изучен вопрос о происхождении караимов Крыма, разговорным языком которых является диалект крымско-татарского языка, а языком религии - древнееврейский. Считают, что значительное число караимов переселилось сюда в 13 веке из Византийской империи, хотя многие будущие караимы вполне могли поселиться здесь еще во времена Хазарского каганата, когда в Вавилоне секта караимов еще только формировалась. Имеет хождение еще одна версия, в соответствии с которой будущие караимы попали в Крым из Палестины еще до Рождества Христова (ее выдвинул в XIX веке караимский исследователь А.С. Фиркович). В конце 14 века литовский князь Витовт, разбив крымских татар, переселил часть караимов в район нынешнего Вильнюса (Тракай), а также в различные районы нынешней Западной Украины. В конце 15 века караимов изгоняли из Литвы, а во время погромов 1648 года на Украине большая часть караимов разделила печальную участь евреев. В последующие века, вплоть до конца 18 века, власти различных стран не проводили, как правило, различий между общинами караимов и евреев, считая и тех, и других иудеями. В те времена общность судьбы сплачивала обе общины, отношения между которыми были вполне дружественными. Известен, к примеру, случай, когда около 1680 года евреи пришли на помощь караимам, когда тех обвинили в убийстве христианского ребенка. Очень понятный евреям случай кровавого навета…
После присоединения Крыма к России караимы постоянно стремились подчеркнуть свое отличие от евреев, небезуспешно домогаясь от властей различных льгот и привилегий. В 1795 году Екатерина II освободила караимов, учитывая их небольшую численность (2400 человек), от уплаты двойной подати, которой облагались евреи России, и разрешила им приобретать земельную собственность. К этому времени крымские и польско-литовские караимы оформились в особую этнолингвистическую группу. В 1827 году крымские караимы были освобождены, как и крымские татары, от воинской повинности. Стремясь еще более дистанцироваться от евреев, лидеры караимов в 1835 году добились того, чтобы членов их общины вместо "евреев-караимов" стали называть "русскими караимами ветхозаветного вероисповедания", а позднее и совсем просто - "караимами". В Крыму они были земледельцами, а также владели табачными фабриками, фруктовыми плантациями и соляными копями. В отличие от них, евреи являлись, в основном, мелкими торговцами и ремесленниками.
После революции 1917 года часть крымских караимов эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию. Примечательно, что в армии барона Врангеля воевало 18 генералов-караимов, а один из 500 караимов-офицеров, служивших в царской армии, впоследствии стал в его правительстве министром финансов (Соломон Крым). После прихода Гитлера к власти эти генералы обратились к нему с просьбой не считать их евреями и не подвергать тем самым какой-либо дискриминации или преследованиям. 5 января 1939 года министерство внутренних дел Германии вынесло решение. В нем отмечалось, что караимы не принадлежат к еврейской общине и что их "расовая психология" не является еврейской. Этому решению сопутствует весьма поучительная версия, воспринимаемая подчас как легенда. Нацистские антропологи, запутавшиеся с измерениями параметров черепов, предложили трем известным историкам (Зелигу Калмановичу, Меиру Балабану и Ицхаку Шипперу) ответить на вопрос, являются ли караимы евреями. Эти историки ответили отрицательно, понимая, что последовало бы за их утвердительным ответом. Еврейское происхождение этих светил воспринимается подчас как слабое звено этой версии, которая в глазах нацистов, этих представителей "сверхрасы", якобы не могла иметь особой ценности. Что можно здесь возразить? Считают, что в третьем рейхе в ведомстве Геринга работали "нужные евреи" и что на попытки гестаповцев подобраться к ним он решительно заявил: "Я сам решаю, кто у меня еврей, а кто нет". Может, это тоже легенда?..
Немцы сдержали свое обещание и не стали уничтожать караимов на оккупированных ими территориях. Исключением стали караимы Киева, которых в конце сентября 1941 года расстреливали вместе с евреями в Бабьем Яру. Основная "заслуга" в этой изуверской акции принадлежит украинским националистам, составлявшим 80% карателей Бабьего Яра. Случай этот оказался, к сожалению, не единственным. В диссертации Е.А. Войтенко, посвященной Холокосту на юге России, сообщается о том, что 21 августа 1942 года в Краснодаре гитлеровцы убили свыше 3000 евреев и заодно расстреляли всех караимов.
В Крыму караимов, в отличие от евреев и крымчаков (ортодоксальных иудеев, не дистанцировавшихся от евреев), немцы не уничтожали. Более того, нацисты всячески поощряли их к сотрудничеству. По одной из версий, крымские караимы своим спасением были обязаны крымскому историку А.И. Полканову. В своей монографии "Крымские караимы", написанной в 1942 году и изданной спустя полвека, он категорически отвергает родство караимов и евреев. Более того, он придерживается идеи о существовании "исконной, непримиримой и агрессивной вражды, которую питали друг к другу евреи и караимы на протяжении многих веков, вплоть до нашего времени". Родству между евреями и караимами он противопоставляет "вечную дружбу" караимов с крымскими татарами. Проницательные критики объясняли такую его позицию тем, что она была рассчитана на "немецкое ухо" в связи с консультациями, которые историк давал нацистам насчет этнического происхождения караимов. Однако "глаза и уши" имелись не только у немцев. Об этом свидетельствуют показания очевидцев и материалы архивов того времени, обстоятельно изложенные, к примеру, в посвященной коллаборационизму книге Олега Романько "Советский легион Гитлера". После освобождения Крыма советскими войсками около 200 тысяч крымских татар по обвинению крымско-татарского народа в сотрудничестве с нацистской Германией было в течение трех дней выселено в Сибирь и Среднюю Азию. Вместе с ними депортировали часть караимской общины (около ста человек). А.И. Полканов вскоре после войны был репрессирован, его реабилитировали в 1956 году.
Далеко не все караимы пользовались расположением немцев. А. Фуки в упомянутой выше книге приводит такой факт. В мае 1943 года учитель физики и математики одной из школ Севастополя Арслан Ходжаш выбросился в знак протеста с четвертого этажа во время урока в тот день, когда ему должны были вручить немецкую медаль. Читая об этом, как было не вспомнить о легендарных защитниках крепости Массада, которые на исходе Иудейской войны предпочли суицид позорному пленению римлянами! С обывательской точки зрения такая беззаветная отвага и мужество явно "неразумны". В этом именно контексте и воспринимают караимы строку поэта о "неразумных хазарах" как оскорбительную для них, считая себя их потомками. Евреи, разумеется, в этом с ними солидарны…
Встреча ветеранов По всероссийской переписи 1897 года насчитывалось 12,8 тысяч караимов. В 2000 году на той же территории их оставалось в шесть раз меньше. По данным переписи населения 2002 года численность караимов, проживающих на территории России, составляла 400 человек. Большая часть караимов проживает в настоящее время в Израиле (по разным оценкам от 7 до 20 тыс. человек). Переселились они в эту страну, воспользовавшись Законом о возвращении, "проголосовав ногами" за общность их последующей судьбы с евреями. В Израиле им была предоставлена возможность поселиться компактными группами, и оказана правительственная помощь в обустройстве на новом месте. Большая их часть - уроженцы Египта, многие - из Крыма, Литвы и других регионов. На новом месте они в большинстве своем перестали отрицать свое этническое несходство с евреями, но упорно отстаивают свою религиозную самобытность, требуя, в частности, создания своего собственного религиозного верховного суда Бет-Дина. Еврейские ученые не сомневаются в этническом родстве евреев и караимов. Такой позиции придерживается, к примеру, Адин Штейнзальц, коснувшийся этой проблемы в своей книге "Еврейский вопрос". В.Л.Вихновичем в его весьма интересной и обстоятельной книге "Караим Авраам Фиркович" высказывается мнение о том, что восточноевропейские караимы, как и крымчаки, представляют собой потомков различных еврейских и иудаизированных этнических групп. В целом, в иудаизме в настоящее время преобладает тенденция к признанию караимов частью еврейского народа.
В современном Крыму наметился процесс караимского этнического "возрождения", которое имеет отнюдь не религиозный характер. Проявляется это, в частности, в том, что молитвенные дома караимов - кенасы - стали местом не религиозных, а светских собраний. Более того, современные караимские авторы все больше ставят под сомнение роль Торы в мировоззрении своих "тюркских предков". Знатоки данного вопроса обращают внимание на то, что для нынешних "карайских" интеллектуалов (слово "карайские" в силу его большей близости к тюркским корням, чем слово "караимские", им больше нравится) любые попытки изучения элементов иудейского наследия в культуре караимов выглядят прямо-таки оскорбительными. В качестве главного вектора современной "карайской" литературной традиции отмечается "ретюркизация" и преодоление любых, даже минимальных, остатков "семитизма" и иудаизма (подробнее об этом в статье Андрея Мальгина "Евреи или тюрки. Новые элементы в идентичности караимов и крымчаков в современном Крыму", сетевой проект "Русский архипелаг" www.archipelag.ru). На новом витке истории процесс дистанцирования от евреев не переселившихся в Израиль караимов можно понять и простить. Надо же им снова как-то выживать, учитывая живучесть антисемитизма…
Отголоски полемики, ведущейся в литературе "карайскими" интеллектуалами, как в капле воды отразились в полемике, вспыхнувшей на упомянутой выше лекции о караимах. В качестве "непробиваемого" аргумента в пользу этнических различий евреев и караимов один из оппонентов привел результаты исследований антропологов. Пришлось адресовать его к книге Чезаре Ломброзо "Антисемитизм и современная наука". Написанная более века назад, она снова актуальна из-за упорных попыток отличать евреев от неевреев по строению черепа и другим антропометрическим параметрам. Данное занятие уже тогда оказалось явно бесплодным с точки зрения Ломброзо. Более того, об этом свидетельствуют и истолкованные довольно субъективно данные антропометрических измерений, приведенные на странице19 изданной в Бахчисарае в 1994 году упомянутой книги А.И. Полканова, на которую не раз ссылались оппоненты сторонников родства евреев и караимов. Стоит остановиться на этом примере более подробно. Автором книги приведено 7 антропометрических показателей у караимов, евреев и представителей тюркского народа - башкиров. Близость караимов к башкирам по трем из показателей оказалась большей, чем у евреев, на основании чего был сделан вывод о том, что башкиры "резко отличаются от евреев и приближаются к караимам". Но при этом был абсолютно проигнорирован тот факт, что по остальным четырем (!) параметрам к башкирам ближе не караимы, а евреи. Ну, как тут не перефразировать известное положение из математики: если каждая из двух величин (евреи и караимы) равна третьей величине (башкиры), то они (евреи и караимы) соответственно равны! Нацистов, заполучивших из рук А.И. Полканова результаты его исследований, наверняка загипнотизировала приведенная им таблица со столь желанными для них данными антропометрии и сделанные им выводы. Будь они более проницательны, они бы эту "ложку дегтя" заметили обязательно, и тогда игры с антропометрией могли бы закончиться весьма печально для самих караимов.
У немногочисленных евреев и караимов России, не покинувших страну и связавших с ней свою последующую судьбу, один выбор: опираться на то, что их роднило между собой на протяжении многих веков. И роднит сейчас. Экскурс в глубь истории приводит к утверждению о родстве этих народов. В настоящее же время общим для них является, прежде всего, русский язык, давно ставший для них родным. Что до евреев, то после безжалостного уничтожения нацистами европейского еврейства давно назрела необходимость пересмотра языковой группы, к которой относят многих выживших после Холокоста евреев. Думается, что, ныне, по меньшей мере, русских евреев, давно пора относить не к германской, а к славянской языковой группе. Но это уже другая тема.
…Я вглядываюсь в фото из семейного альбома. На снимке - три ветерана на очередной встрече тех, кто ковал Победу. В центре - Э. Торчинский, гордость семьи. Слева - его боевой побратим Георгий Паповян, которому на исходе войны осколком снаряда оторвало правую руку, когда они стояли рядом на передовой. Этих людей помнят, с них стараются брать пример их дети и внуки - очень симпатичные мне потомки евреев и караимов, презревших когда-то устаревшие предрассудки и сделавшие осознанный шаг навстречу друг другу.
Григорий Шехтман
Сайт создан в системе uCoz